Конкурс отличается демократизмом – он открыт для предприятий и организаций всех форм собственности и одна из основных целей Конкурса – всемерно способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Наряду с крупными предприятиями в Конкурсе ежегодно принимают участие и предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели.
Методология проведения Конкурса предполагает использование метода самооценки. Такой подход позволяет самостоятельно выявить сильные и слабые стороны работы, наметить пути дальнейшего развития, лучше понять возможности повышения качества товаров и услуг. Критерии, по которым оценивается качество продукции или услуги, универсальны. Их можно применить к любому предприятию, независимо от формы собственности, сферы деятельности, объемов выпускаемой продукции, в чем заключается несомненное достоинство конкурса. Среди главных критериев оценки товаров и услуг является качество и конкурентоспособность, внедрение прогрессивных технологий, рост объемов производства и реализации товаров, а также оптимальное соотношение цены и качества. При проведении Конкурса оцениваются не только качество товара, но и процессы управления качеством в целом: организационная структура, производственный контроль, ресурсы, охрана труда и др.
Для участников Конкурса привлекательна возможность за достаточно скромный регистрационный взнос получить авторитетную оценку качества своей продукции от высококвалифицированных экспертов.
Заявленные на региональный этап Конкурса продукция и услуги оцениваются на соответствие следующим основным требованиям и критериям:
- высокий уровень потребительских свойств, в том числе качества, экологичности и безопасности в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами, с учетом эстетических свойств, дизайна, точности отображения и региональной специфики в образе товара (услуги);
- преимущественное использование отечественных видов сырья, материалов, комплектующих изделий;
- цена на товары (услуги) в сравнении с аналогами;
- доступность товара (услуги) для потребителей (соотношение «цена - качество»);
- информационно - выставочное сопровождение товара (услуги);
- уровень спроса и предложения на товар (услугу);
- география продаж продукции и оказания услуг.
Конкурс помогает производителям товаров и услуг не только грамотно документировать свой производственный процесс, но и увеличить объем продаж, расширить географию продаж через информацию в ежегодно издаваемых каталогах, которые распространяются в правительственные организации, через посольства по всему миру. В них размещаются фотоматериалы и справочная информация о продукции и услугах, а также о самих предприятиях и организациях, ставших победителями конкурса.
Порядок проведения и условия участия регулируются Регламентом Конкурса Программы «100 лучших товаров России» и Положением.
Конкурс проводится в следующих товарных группах: продукция и услуги.
Группа «Продукция» включает следующие номинации:
- продовольственные товары
- промышленные товары для населения
- продукция производственно-технического назначения
- изделия народных и художественных промыслов
Группа «Услуги» подразумевает:
- услуги для населения (например, образовательные услуги, в области науки и техники, в области культуры, услуги в области здравоохранения, услуги общественного питания и проживания, туристские услуги, услуги торговли и т.д.)
- услуги производственно- технического назначения (в области строительства, ремонта дорог, в области обслуживания ЖКХ и др.)
Основным отчетным документом для участников конкурса является «Анкета на товар» на 10 листах с предельно формализованными вопросами-характеристиками. Для подтверждения достоверности ответов конкурсанта на вопросы анкеты рекомендуется сопровождать ее дополнительными документами и справками (копиями сертификатов соответствия, гигиенических заключений, дипломов отраслевых конкурсов, отзывами потребителей и т.п.).
Конкурс проводится в 2 этапа – на региональном уровне и федеральном. Организацию первого этапа во всех регионах России осуществляют региональные комиссии по качеству.
В Красноярском крае организатором регионального этапа Конкурса с 1999 г. является ФБУ «Красноярский ЦСМ», действующий ежегодно в соответствии с Генеральной доверенностью, выданной учреждению Росстандартом России. В последние годы Конкурс проводится при информационной поддержке Министерства промышленности и торговли Красноярского края.
Предварительный отбор продукции (услуг), заявленных предприятиями для участия в региональном этапе конкурса, проводят экспертные группы, у состав которых входят специалисты в конкретных областях деятельности в соответствии с номинациями, в том числе эксперты органов по сертификации продукции в Красноярском крае.
В состав Региональной комиссии по вопросам качества продукции и услуг в Красноярском крае, которая действует на базе ФБУ «Красноярский ЦСМ» и принимает окончательное решение о том, продукция (услуги) каких краевых производителей будут представлять край на федеральном этапе Конкурса в Москве, входят представители различных краевых ведомств – Роспотребнадзора и ветнадзора, торгово-промышленной палаты, Союза промышленников и предпринимателей, Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики, Министерства экономики и регионального развития, территориального отдела (инспекции) по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта, краевых СМИ и др. Предприятия, организации, частные предприниматели, выдвинутые региональной комиссией на федеральный уровень для участия во втором этапе, оплачивают Дирекции Программы определенный целевой взнос. Размер целевого взноса определяется отдельным Положением о финансовых условиях и вносится за каждую позицию в соответствии с итоговым протоколом региональной комиссии по качеству.
Региональная комиссия Красноярского края неоднократно награждалась дипломом руководителя Росстандарта России, президента «Академии проблем качества» за высокие результаты в организации и проведении Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».
Победители федерального этапа Конкурса награждаются Дипломами Лауреатов и Дипломантов Программы «100 лучших товаров России». Почетным знаком «За достижения в области качества» награждаются руководители предприятий и организаций – финалистов Конкурса по рекомендации региональной комиссии по качеству. Почетным знаком «Отличник качества» награждаются по представлению руководства предприятия рабочие или инженерно-технические работники, внесшие наибольший вклад в качество выпускаемой конкурсной продукции.
Сроки проведения:
- региональный этап – март – май.
Прием заявок – до 01 мая, окончание приёма конкурсных материалов (анкет и прилагаемых к ним документов) - 30 мая 2016г.
- федеральный этап – сентябрь – ноябрь.
Награждение победителей проводится в декабре в Правительстве Красноярского края.
Информация о победителях размещается на сайтах программы «100 лучших товаров России» (www.100best.ru) и ФБУ «Красноярский ЦСМ» (www.krascsm.ru), а также в электронном каталоге, созданном ФБУ «Красноярский ЦСМ».
Итоги Конкурса, региональному этапу которого в Красноярском крае в 2013 г. исполнилось 15 лет, со всей очевидностью подтвердили эффективность этой ежегодно проводимой общественно-государственной акции. За период участия Красноярского края на Конкурс было заявлено около 1000 наименований продукции и услуг от 350 предприятия и организации Красноярского края. На федеральном этапе звания «Лауреат» удостоены 150 видов продукции и услуг, звания «Дипломант» - 300.
Все большее число участников конкурса активно избирают инновационный путь развития, внедряют современные формы и методы технического регулирования и управления качеством. К этому их толкает жесткая конкуренция и возможность у потребителя свободного выбора.
Консультации по вопросам участия и подготовки материалов для представления в региональную комиссию можно получить в ФБУ «Красноярский ЦСМ».
Все необходимые материалы по конкурсу «100 лучших товаров России» финансовые условия участия в региональном и федеральном этапах находятся здесь.
Документы для электронного каталога
Что дает предприятию участие во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России»?
Финансовые условия (Финансовые условия общие, Финансовые условия регионального этапа)